Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» принят Государственной Думой 21
декабря, одобрен Советом Федерации 26 декабря, подписан Президентом РФ 29
декабря 2012 года и вступает в силу с 1 января 2013 года, за исключением
отдельных его положений. Он заменяет действующие законы «Об образовании»
и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», которые со
дня вступления в силу настоящего Закона признаются утратившими силу.
Закон
представляет довольно объемный документ и содержит 15 глав с
111 статьями, занимающих более 400 стр. формата А-4.
Закон
– это единый комплексный нормативный правовой акт, направленный на обеспечение
государственных гарантий и реализацию конституционного права граждан на
образование, на правовое регулирование отношений в сфере образования в целях
обеспечения и защиты интересов личности, общества и государства.
Основные отличия старого и нового
закона об образовании.
Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 “Об образовании”
|
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ “Об
образовании в Российской Федерации”
|
Управление системой образования
|
|
Отсутствуют
положения, обязывающие Правительство РФ представлять Федеральному Собранию
Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в сфере
образования
|
Согласно
ч. 2 ст. 3 Правительство РФ ежегодно представляет Федеральному Собранию
Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в сфере
образования и публикует его на своем официальном сайте в сети “Интернет”
|
В феврале
2012 г. в ст. 5 был введен п. 3.1, в соответствии с которым государство
должно оказывать гражданам содействие в получении дошкольного, начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в
негосударственных дошкольных образовательных учреждениях, а также в имеющих
государственную аккредитацию негосударственных общеобразовательных учреждениях
за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ
|
Принцип
равного доступа государственных и частных образовательных организаций к
финансированию за счет средств бюджета использован как базовый при подготовке
текста закона. В частности, согласно п. 6 ч. 1 ст. 8 к полномочиям органов
государственной власти субъектов РФ в сфере образования относится финансовое
обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных
образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего,
среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную
аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством
предоставления указанным организациям субсидий на возмещение затрат, включая
расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий и т. д.
|
Отсутствуют
положения, регулирующие инновационную и экспериментальную деятельность в
сфере образования
|
Ст. 20
посвящена вопросам инновационной и экспериментальной деятельности в сфере
образования. В частности, согласно ч. 2 данной статьи экспериментальная
деятельность в образовании направлена на разработку, апробацию и внедрение
новых образовательных технологий, образовательных ресурсов и осуществляется в
форме экспериментов, порядок и условия проведения которых определяются
Правительством РФ
|
Последовательно проводится принцип светскости в
образовании
|
Ст. 87
посвящена особенностям изучения основ духовно-нравственной культуры народов
РФ и получения теологического и религиозного образования. Согласно ч. 3
данной статьи примерные основные образовательные программы в части учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение
обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов РФ, о
нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой
религии (мировых религий), проходят экспертизу в централизованной религиозной
организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и
культурным традициям данной организации
|
Организация образовательного процесса
|
|
Отсутствуют
положения, детально регламентирующие разработку и утверждение примерных
образовательных программ
|
Согласно
ст. 12 примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом
их уровня и направленности на основе федеральных государственных
образовательных стандартов (ч. 9) и включаются по результатам экспертизы в
реестр примерных основных образовательных программ, являющийся
государственной информационной системой (ч. 10). Порядок разработки таких
программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных
образовательных программ, а также организации, которым предоставляется право
ведения реестра, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере образования (ч. 11)
|
Отсутствуют
положения, регулирующие использование сетевой формы реализации
образовательных программ, технологий электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий
|
Ст. 15
посвящена использованию сетевой формы реализации образовательных программ,
ст. 16 – вопросам реализации образовательных программ с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
|
Отсутствуют
положения, регулирующие проведение независимой оценки качества образования
|
Закон
регламентирует функционирование независимых институтов оценки качества
образования (общественная, профессионально-общественная аккредитация,
образовательные и профессиональные стандарты). Ст. 95 посвящена проведению
независимой оценки качества образования
|
Отсутствуют
положения, детально регламентирующие обеспечение образовательного процесса
учебниками и учебными пособиями
|
Ст. 18
регламентирует использование в образовательном процессе печатных и
электронных ресурсов, формирование библиотечных фондов, отбор организаций,
осуществляющих выпуск учебных пособий
|
Отсутствуют
положения, детально регламентирующие возникновение, изменение и прекращение
образовательных отношений
|
Гл. 6.
регламентирует возникновение, изменение и прекращение образовательных
отношений. В частности, в ст. 54 данной главы установлены требованиям к
договору об образовании, в т. ч. введен запрет увеличения стоимости платных
образовательных услуг после заключения такого договора, за исключением
увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, в ст. 58
подробно рассматриваются вопросы проведения промежуточной аттестации
обучающихся, а в ст. 59 – вопросы проведения итоговой аттестации обучающихся
|
Правовой статус образовательных учреждений и организаций
|
|
В законе
говорится об образовательных учреждениях и образовательных организациях.
Согласно п. 1 ст. 12 образовательным является учреждение, осуществляющее
образовательный процесс, т. е. реализующее одну или несколько образовательных
программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся,
воспитанников. Понятие образовательной организации не раскрывается
|
В законе
говорится об образовательных организациях и организациях, осуществляющих
обучение. Согласно п. 18 ст. 2образовательная организация – это
некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии
образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в
соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
Согласно п. 19 ст. 2 организация, осуществляющая обучение, – это
юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной
деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида
деятельности
|
Нормы
закона о внутренней структуре образовательного учреждения не имеют
регулятивного значения
|
Нормы ст.
27 устанавливают требования к формированию структуры образовательной
организации
|
Нормы закона о локальных актах образовательного
учреждения не имеют регулятивного значения
|
Нормы ст.
30 устанавливают требования к содержанию и порядку принятия локальных актов
образовательной организации. В частности, согласно ч. 3 данной статьи при
принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и
работников образовательной организации, должно учитываться мнение советов
обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также
в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных
органов работников
|
В законе
содержатся отдельные положения об органах самоуправления образовательного
учреждения. Так, в п. 2 ст. 35 говорится о том, что формами самоуправления
образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения,
попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы.
Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их
компетенция определяются уставом образовательного учреждения
|
Ст. 26
подробно регламентирует создание в образовательной организации органов
управления: единоличных (руководитель) и коллегиальных (общее собрание
(конференция) работников, педагогический совет, попечительский совет,
управляющий совет, наблюдательный совет и др.). Структура, порядок
формирования, срок полномочий и компетенция таких органов устанавливаются уставом
образовательной организации (ч. 5). В целях учета мнения обучающихся,
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и
педагогических работников по вопросам управления организацией и при принятии
организацией локальных нормативных актов в организации могут создаваться
советы обучающихся, советы родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся или иные органы, а также действуют
профессиональные союзы обучающихся и (или) работников (ч. 6)
|
Закон
содержит положение, согласно которому ликвидация сельского дошкольного
образовательного или общеобразовательного учреждения допускается только с
согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением
(п. 5 ст. 4)
|
Закон
содержит положение, согласно которому принятие федеральным органом
исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом
местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации
государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается
на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого
решения (ч. 11 ст. 22), а также положение, согласно которому принятие решения
о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации,
расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей
данного сельского поселения (ч. 12 ст. 22)
|
Правовой статус обучающихся и их родителей (законных
представителей)
|
|
Правам
обучающихся посвящены отдельные положения закона
|
В ст. 34
детально прописаны права и гарантии для обучающихся, указаны меры их
социальной поддержки и стимулирования
|
Ответственности
и обязанностям обучающихся посвящены отдельные положения закона
|
В ст. 43
детально прописаны ответственность и обязанности обучающихся. В частности,
согласно п. 1 ч. 1 данной статьи обучающиеся обязаны добросовестно
осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в
т. ч. посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным
планом занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, а также
выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках
образовательной программы
|
Отсутствуют
положения, детально регламентирующие получение образования лицами особых
категорий
|
Ст. 77.
регламентирует получение образования лицами, проявившими выдающиеся
способности, ст. 78. – получение образования иностранными
гражданами и лицами без гражданства в российских образовательных
организациях, ст. 79 – получение образования обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья
|
Отсутствуют
положения, регулирующие оказание психолого-педагогической, медицинской и
социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных
общеобразовательных программ
|
Ст. 42
посвящена вопросам оказания психолого-педагогической, медицинской и
социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных
общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в т. ч.
несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые
предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми,
обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими
или свидетелями преступления
|
Не
закреплено право родителей (законных представителей) обучающихся получать
информацию о всех видах планируемых обследований (психологических,
психолого-педагогических) обучающихся
|
Согласно
п. 6 ч. 3 ст. 44 обучающихся родители (законные представители) обучающихся
имеют право получать информацию о всех видах планируемых обследований
(психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на
проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться
от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах
проведенных обследований обучающихся
|
Не
предусматривается создание комиссии по урегулированию споров между
участниками образовательных отношений
|
Ст. 45
установлен порядок создания комиссии по урегулированию споров между
участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на
образование, в т. ч. в случаях возникновения конфликта интересов
педагогического работника, применения локальных нормативных актов,
обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания.
Согласно ч. 3 данной статьи такая комиссия создается из равного числа
представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся и работников организации
|
Правовой статус педагогических работников
|
|
Отсутствуют
положения, раскрывающие академические права, свободы, ответственность и
обязанностипедагогических работников
|
В ст. 47
подробно прописаны академические права и свободы педагогических работников, а
в ст. 48 – их ответственность и обязанности
|
В законе
нет положения, устанавливающего обязанность педагогических работников
соблюдать этические нормы
|
Согласно
п. 2 ч. 1 ст. 48 педагогические работники обязаны соблюдать правовые,
нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики
|
Закон не
устанавливает гарантии уровня заработной платы педагогических работников
|
В закон
включена фактическая гарантия уровня заработной платы педагогических
работников – в привязке к средней зарплате по экономике субъекта РФ. Так,
согласно ч. 3 ст. 99 расходы на оплату труда педагогических работников
муниципальных общеобразовательных организаций не могут быть ниже уровня,
соответствующего средней заработной плате в субъекте РФ, на территории
которого расположены данные общеобразовательные организации
|
Отсутствуют
положения, регулирующие рабочее время педагогических работников
|
Согласно
ч. 5 ст. 47 педагогические работники имеют право на сокращенную
продолжительность рабочего времени, а согласно ч. 6 той же статьи в рабочее
время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности
включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная
работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а
также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными)
обязанностями и (или) индивидуальным планом. Соотношение учебной
(преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели
или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом
организации
|
Особенности дошкольного образования
|
|
Дошкольное
образование финансируется органами местного самоуправления муниципальных
районов и городских округов
|
Дошкольное
образование финансируется по аналогии со школьным – органами местного
самоуправления муниципальных районов и городских округов и органами
государственной власти субъектов РФ
|
Согласно
п. 2 ст. 52.1 размер родительской платы за содержание ребенка (присмотр и
уход за ребенком) в государственных и муниципальных образовательных
учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного
образования, не может превышать 20% затрат на содержание ребенка (присмотр и
уход за ребенком) в соответствующем учреждении, а с родителей (законных
представителей), имеющих трех и более несовершеннолетних детей, – 10%
указанных затрат
|
Согласно ч.
2 ст. 65 за присмотр и уход за ребенком учредитель организации,
осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату,
взимаемую с родителей (законных представителей). При этом в соответствии с ч.
5 этой же статьи родителям (законным представителям) выплачивается
компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами
субъектов РФ, но не менее 20% среднего размера родительской платы за присмотр
и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных
организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта РФ, на
первого ребенка, не менее 50% – на второго ребенка и не менее 70% – на
третьего ребенка и последующих детей
|
Освоение
образовательных программ дошкольного образования регламентируется
федеральными государственными требованиями
|
Освоение
образовательных программ дошкольного образования регламентируется
федеральными государственными образовательными стандартами, но не
сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации
обучающихся
|
Особенности школьного образования
|
|
Закон
предусматривает наличие лицеев и гимназий
|
В законе
нет упоминания о лицеях и гимназиях, но говорится о том, что образовательные
организации вправе реализовывать программы повышенного уровня, которые могут финансироваться
в повышенном объеме (повышенный объем финансирования в данном случае будет
связан не со статусом субъекта, а с полученным заданием)
|
Организация
общего образования относится к полномочиям органов местного самоуправления
муниципальных районов и городских округов и органов государственной власти
субъектов РФ
|
Согласно
ч. 2 ст. 6 федеральные государственные органы вправе обеспечивать в
федеральных государственных образовательных организациях организацию
предоставления общедоступного и бесплатного общего и среднего
профессионального образования
|
Закон не
предусматривает проведение отбора обучающихся при приеме в образовательное
учреждение для получения основного общего и среднего общего образования
|
Согласно
ч. 5 ст. 67 при приеме либо переводе в государственные и муниципальные
образовательные организации для получения основного общего и среднего общего
образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для
профильного обучения допускается индивидуальный отбор в случаях и в порядке,
которые предусмотрены законодательством субъекта РФ
|
Особенности дополнительного и профессионального
образования
|
|
Организация
дополнительного образования детей относится к полномочиям органов местного
самоуправления муниципальных районов и городских округов
|
Организация
дополнительного образования детей относится к полномочиям органов местного
самоуправления муниципальных районов и городских округов и органов
государственной власти субъектов РФ
|
Прием на
обучение по образовательным программам среднего профессионального образования
за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и
местных бюджетов не является общедоступным
|
Согласно
ч. 4 ст. 68 прием на обучение по образовательным программам среднего
профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального
бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов является общедоступным.
Вступительные испытания могут проводиться при приеме на обучение по
профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных
творческих способностей, физических и (или) психологических качеств
|
Предусматривается
проведение аккредитации программ дополнительного профессионального
образования
|
Не
предусматривается проведение аккредитации программ дополнительного профессионального
образования
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий